Развитие творческого, интеллектуального, физического потенциала детей в условиях дошкольного учреждения

С.С. Aлeксeeвa, зaвeдующий

Л.И.Пoпoвa, стaрший вoспитaтeль

муниципaльнoгo бюджeтнoгo дoшкoльнoгo oбрaзoвaтeльнoгo

учрeждeния дeтскoгo сaдa oбщeрaзвивaющeгo видa №45 «Рoсинкa»,

г. Стaрый Oскoл Бeлгoрoдскoй oблaсти

AННOТAЦИЯ

С вступлeниeм в силу Фeдeрaльнoгo Зaкoнa «Oб oбрaзoвaнии в Рoссийскoй Фeдeрaции» дoшкoльнoe oбрaзoвaниe стaлo сaмoстoятeльным урoвнeм oбщeгo oбрaзoвaния, цeлью кoтoрoгo являeтся oбeспeчeниe услoвий и oбрaзoвaтeльныx рeсурсoв для фoрмирoвaния бaзoвoй культуры дeтeй, гaрмoничнoгo сoчeтaния пoзитивнoй сoциaлизaции и личнoстнoгo рoстa, пoлнoцeннoй рeaлизaции пoтeнциaлa рaзвития. В стaтьe рaскрывaeтся рaбoтa пo рaзвитию творческого, интеллектуального и физического потенциала дошкольников в детском саду, которая ведется по трем приоритетным направлениям:

— организация образовательного процесса с детьми;

организация методической работы с педагогическими кадрами;

— совместная деятельность с семьями воспитанников и социумом.

ABSTRACT

With coming into effect of the Federal Law "About education in the Russian Federation" preschool education became independent level of the general education which purpose is providing conditions and educational resources for formation of basic culture of children, a harmonious combination of positive socialization and personal growth, full realization of potential of development. In article work on development of creative, intellectual and physical potential of preschool children in kindergarten which is conducted in three priority directions reveals:

the organization of educational process with children;

the organization of methodical work with pedagogical shots;

joint activity with families of pupils and society.

Keywords: creative, intellectual, physical, potential

С вступлением в силу Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования, целью которого является обеспечение условий и образовательных ресурсов для формирования базовой культуры детей, гармоничного сочетания позитивной социализации и личностного роста, полноценной реализации потенциала развития.

Возраст от 3 до 7 лет — старт для каждого ребенка, который определяет всю его жизнь. И важно не научить его читать и писать, а раскрыть его таланты и возможности для дальнейшего развития, следовательно, от педагога требуется, прежде всего, формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию.

Работа по развитию творческого, интеллектуального и физического потенциала дошкольников в детском саду ведется по трем приоритетным направлениям:

— организация образовательного процесса с детьми;

организация методической работы с педагогическими кадрами;

совместная деятельность с семьями воспитанников и социумом.

Организация образовательного процесса с детьми

С принятием новых федеральных нормативных документов возникла необходимость радикальных изменений в организации образовательного процесса: образовательные задачи решаются не только в ходе непосредственно образовательной деятельности, но и в режимных моментах, в совместной деятельности детей с педагогом, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьёй. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Образовательная деятельность с детьми строится на основе дифференцированного подхода, обеспечивающего индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка. Дифференцированное обучение позволяет воспитателю помогать «слабому», уделять внимание «сильному», работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении. Такой способ взаимодействия педагога с ребенком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения, а значит, и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в силах.

Предпочтение в дошкольном учреждении отдается таким образовательным технологиям, в которых ребёнок становится полноправным участником образовательного процесса: игровые технологии, технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, здоровьесберегающие технологии, проектная и исследовательская деятельность, моделирование, проблемное обучение и др.

На современном этапе актуальна и эффективна проектная и исследовательская деятельность дошкольников.

Проектирование как деятельность строится на уникальных отношениях «ребенок — взрослый», на со-участии взрослого и ребенка.

Первый этап — подражательско — исполнительский (дети с трех до пяти лет). На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», по прямому предложению взрослого, что не противоречит природе маленького ребенка.

Второй этап — развивающий (для детей пяти-шести лет). На данном этапе дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности.

Третий этап — творческий (для детей шести-семи лет). Третий этап предполагает творческую активность детей, дошкольники выбирают способ работы над проектом и возможности ее организации.

Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе, что очень важно для дальнейшего школьного обучения.

В детском саду реализованы игровые, творческие, экологические и исследовательские проекты: «Любимые игрушки», «Наша ёлочка красавица», «Удивительная глина», «Путешествие в сказочный мир», «Ай да, берёзка, белый ствол», «Времена года», «Солнечная тропинка в гостях у осени», «Осенний калейдоскоп», «Моя семья», «Мой дом» «Мое имя» и др.

В основе исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста лежит исследовательская поисковая активность, которая порождает исследовательское поведение, создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. Собственная исследовательская практика дошкольника — один из самых эффективных путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка.

В дошкольном учреждении большую роль в развитии ребёнка играет дополнительное образование, которое даёт возможность выявить и развить творческие способности детей, даёт возможность каждому ребёнку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы: «Аэробика», «Чудеса из бисера», «Весёлые нотки» и др.

В спортивной секции «Аэробика» создаются условия для укрепления здоровья дошкольников, раскрытия творческого потенциала ребёнка, развития двигательных способностей детей.

В кружке «Чудеса из бисера» дети с удовольствием создают яркие, красивые, необычные вещи из бисера, которые могут стать как сувенирами, так и подарками для друзей и родных. Бисерное рукоделие развивает мелкую моторику рук, творческие, эстетические и конструктивные способности детей, художественный вкус, усидчивость и аккуратность.

Вокальный кружок «Весёлые нотки» помогает детям активно войти в мир музыки, формировать музыкальные способности, развивать творческую активность, воспитывать интерес и любовь к музицированию.

С целью удовлетворения запросов родителей и повышения статуса дошкольного учреждения организована платная образовательная услуга по изобразительной деятельности. Занятия с дошкольниками проводятся по дополнительной образовательной программе «Волшебный мир природы» художественной направленности, которая предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности. Результаты деятельности детей в кружках выражаются в оформлении коллективных выставок, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

Дошкольники детского сада ежегодно участвуют в конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — исследователь» и занимают призовые места: 2009 год — победитель муниципального этапа — проект «Волшебница вода». 2010 год — победитель муниципального этапа — проект «Огнедышащие горы». 2011 год — Тарусов Андрей — победитель регионального этапа и победитель VII Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — исследователь», 2012 год — призёр муниципального этапа — проект «Молоко — полезный и вкусный продукт». 2014 год — призёр муниципального и регионального этапа Всероссийского конкурса «Я — исследователь» — проект «Почему корабли не тонут?».

Воспитанники детского сада стабильно показывают высокие результаты в городской Спартакиаде среди дошкольных образовательных учреждений, результативно участвуют в творческих и познавательных конкурсах различного уровня: муниципальный уровень — 2012 год — 44 победителя, 2013 год — 58 победителей, 2014 год — 72 победителя. Всероссийский уровень — 2012 год — 11 Победителей, 9 Лауреатов; 2013 год — 18 Победителей, 13 Лауреатов; 2014 год — 37 Победителей, 18 Лауреатов.

В дошкольном образовательном учреждении создан мобильный банк данных о достижении воспитанников, который доступен общеобразовательным учреждениям.

Качество дошкольного образования в решающей степени зависит от кадрового состава специалистов, уровня их профессиональной компетентности, инициативности, творческой активности.

С новыми требованиями к дошкольному образованию появилась необходимость в подготовке педагога в новых условиях. Продумана система методической работы, которая предусматривает не только приобретение педагогами теоретических знаний, но и формирование практических умений и навыков: работа в творческих мастерских, тренинги, имитационные игры, обучающие семинары: «Моделирование образовательного процесса ДОУ», «Интеграция как ведущая идея реализации содержания современного дошкольного образования», «Интерактивные педагогические технологии в работе с дошкольниками», мастер-классы: «Детское художественное творчество: методы, приемы, виды и техника работы», «Роль и место исследовательской деятельности в работе с одаренным ребенком дошкольного возраста» деловые игры с элементами тренинговых занятий «Психолого-педагогические условия создания ситуации успеха», «Активные формы работы с детьми». Ежеквартально проводятся методические оперативки «Современные формы организации образовательного процесса».

Систематически вопросы организации образовательного процесса в контексте образовательной политики рассматриваются на педагогических советах.В дошкольном учреждении 8 молодых педагогов, стаж которых до 5 лет. С целью поддержки молодых педагогов и приобретения практических навыков работает Клуб молодого педагога, организованно наставничество. Молодыми педагогами изучается опыт высококвалифицированных педагогов дошкольного учреждения. В течение учебного года для педагогов организуется методический калейдоскоп «Знакомство с актуальным педагогическим опытом других образовательных учреждений». Творческой группой педагогов дошкольного учреждения разрабатываются памятки и рекомендации по организации образовательной деятельности. Все это помогает смоделировать индивидуальные траектории профессионального роста каждого педагога, разработать индивидуальные образовательные маршруты.

С целью выявления творчески работающих педагогов стимулирования педагогического труда, пропаганды педагогического опыта педагоги дошкольного учреждения активно включаются в конкурсное движение. Педагоги детского сада размещают материалы из опыта работы в методических сборниках, в сети Интернет; на официальном сайте дошкольного учреждения делятся опытом с коллегами.

Важным фактором содействия формированию значимых личностных качеств дошкольника является создание единого образовательного пространства «Семья — дошкольное образовательное учреждение». Совместная деятельность с семьями воспитанников позволяет родителям увидеть, в каком направлении возможно более успешное развитие своего ребенка. Работу с родителями строим на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интереса родителей, их опыта воспитания детей.

Взаимодействие с родителями ведется в нескольких направлениях: информационно-аналитическое, познавательное, поощрительное. Разработаны и внедрены в практику разнообразные формы и методы взаимодействия с семьей: анкетирование, мастер-классы, педагогические гостиные, акции, выпуск газеты «От 3 до 7», «Телефон доверия», «Родительская почта». Педагогами разработаны рекламные буклеты, сформированы электронные банки игр, библиотека молодого родителя. Организуются встречи за «круглым столом», брифинги.

С целью установления доверительных отношений между родителями и педагогами, определения задач совместной работы проводятся Дни открытых дверей, в ходе которых родители имеют возможность участвовать в образовательном процессе, видеть достижения своих детей. Родители активно участвуют в праздниках, развлечениях: «Детский марафон», «Легкоатлетический пробег», «Я и папа — чемпионы», «Папа, мама, я — творческая семья», осенних и зимних туристических походах «За здоровьем на лесную поляну!», в выставках совместных творческих работ: «Моя мама — мастерица», «Оч.умелые ручки», включаются в конкурсное движение.

Дошкольное учреждение в свою очередь пропагандирует положительный семейный опыт воспитания: организует праздники «Моя дружная семья», семейные посиделки «У самовара я и моя семья», отправляем благодарственные письма лучшим мамам ко Дню Матери, вручаем дипломы активным папам. Взаимодействие с родителями ведется постоянно, на официальном сайте дошкольного учреждения функционирует страничка «Семья и семейные ценности». В режиме реального времени родители могут получить ответы на волнующие вопросы на форуме.

Взаимодействие с социумом ведется в двухстороннем направлении: детский сад — социум и социум — детский сад.

Совершенствуется работа в рамках сетевого взаимодействия: осуществление преемственности в работе дошкольного учреждения и школы в вопросах физического и интеллектуально-творческого воспитания, проводим совместные спортивные праздники Совместно с социальными партнерами организуем встречи за «круглым столом»: «Выявление и развитие одаренных детей на раннем этапе физического развития», «Проблемы работы с одаренными детьми и пути их решения в образовательном учреждении» и др.

Чтобы создать у дошкольников интерес, положительное отношение к физической культуре и спорту, эффективно взаимодействуем со спортивными школами и секциями: организуем экскурсии, приглашаем лучших спортсменом Старооскольского городского округа на спортивные праздники с показательными выступлениями. Организовано взаимодействие с МБОУ ДОД ДЮСШ «Лидер» по вопросам подготовки и проведения городской Спартакиады среди ДОУ.

Работа педагогического коллектива на этом не останавливается… есть желание быть на шаг впереди, всегда находиться в творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общества, осваивать новые педагогические и информационные технологии.

образовательный педагогический дошкольник

Список литературы:

1.Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998

2.Бондарь Е. И. Создание ситуации успеха — условие развития одаренной личности //Одаренный ребенок. — 2008. — № 3. — С. 93-97.

.Корепанова Н. В., Хакимзянова И. М., Щербакова О. И. Профессионально-личностное становление и развитие педагога // Педагогика. — 2003. — № 3. — С. 67.

.Михеева Е.Б. Современные технологии обучения дошкольников.- Волгоград: Учитель, 2014.-223 с.

.Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.

.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

.Рындак, В.Г. Москвина А.В. Личность, творчество, развитие. — М., 2001.

8.Савенков, А.И. Ваш ребенок талантлив: детская одаренность и домашнее обучение / А.И. Савенков. — Ярославль: Академия развития, 2002.

Нужна качественная работа без плагиата?