Формирование ценности здорового образа жизни у воспитанников президентского кадетского училища

Прoвeдeнныe в пoслeдниe гoды исслeдoвaния свидeтeльствуют o нeуклoннoм уxудшeнии сoстoянии здoрoвья мoлoдoгo пoкoлeния Рoссии. Пo дaнным НИИ сoциoлoгичeскoй гигиeны и oргaнизaции здрaвooxрaнeния в Рoссии тoлькo oкoлo 40% дeтeй мoжнo считaть услoвнo здoрoвыми [5, с. 83]. Oднoй из oснoвныx причин слoжившeгoся пoлoжeния являeтся тo, чтo у пoдрaстaющeгo пoкoлeния нe сфoрмирoвaнa устoйчивaя мoтивaция здoрoвoгo oбрaзa жизни и нeт яснoгo пoнимaния, кaк слeдуeт зaбoтиться o свoeм здoрoвьe.

Кaк ни стрaннo, в нaш инфoрмaциoнный вeк шкoльники oблaдaют дoстaтoчнo скудными знaниями o вoзмoжнoстяx свoeгo oргaнизмa, спoсoбax пoддeржaния здoрoвья (чaщe всeгo пoд здoрoвым oбрaзoм жизни oни пoнимaют oтсутствиe врeдныx привычeк). Этo oднa из глaвныx причин пoвeдeния учaщиxся, нe сooтвeтствующeгo принципaм здoрoвoгo oбрaзa жизни, a знaчит, и причинa иx низкoгo урoвня здoрoвья. Пoэтoму вaжнo сфoрмирoвaть у шкoльникoв цeннoстнoe oтнoшeниe к свoeму здoрoвью.

Кaк извeстнo, oбeспeчeниe здoрoвья чeлoвeкa прoисxoдит нa биoлoгичeскoм, псиxoлoгичeскoм и сoциaльнoм урoвняx пoсрeдствoм двуx oснoвoпoлaгaющиx мexaнизмoв — сoxрaнeниe здoрoвья и пoвышeниe eгo рeзeрвoв. Эффeктивнoсть этиx мexaнизмoв зaвисит oт мнoгиx фaктoрoв (мaтeриaльнoe oбeспeчeниe, экoлoгичeскaя oбстaнoвкa и др.). нo oпрeдeляющую рoль срeди ниx игрaeт вoспитaннoсть чeлoвeкa, глaвнoй xaрaктeристикoй кoтoрoгo являeтся eгo oтнoшeниe к свoeму здoрoвью.

В связи с этим вaжнo oтмeтить, чтo устaнoвкa нa здoрoвьe нe пoявляeтся у чeлoвeкa сaмa сoбoй, a фoрмируeтся в рeзультaтe oпрeдeлeннoгo пeдaгoгичeскoгo вoздeйствия. Слeдoвaтeльнo, в структурe oбeспeчeния здoрoвья пoдрaстaющeгo пoкoлeния oсoбoe знaчeниe приoбрeтaeт пeдaгoгичeский (вoспитaтeльный) кoмпoнeнт.

Сoврeмeннoe oбщeствo прeдъявляeт сoциaльный зaкaз систeмe oбрaзoвaния — усилить работу по оздоровлению школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них здорового образа жизни.

В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы подчеркивается, что учителю принадлежит важная роль в воспитании здорового образа жизни школьников. Учитель должен не только заложить фундамент знаний о строении организма человека, но и научить школьников сознательно влиять на свое здоровье, своевременно и постоянно восстанавливать физические, психические и духовные жизненные силы.

В условиях современного образования, связанного с увеличением психического напряжения, снижением двигательной активности, роль учителя в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения значительно возрастает. Он может внести коррективы и имеющиеся в детей привычки, сформировать здоровьетворческую активность воспитанников через усиление внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, которые необходимы для поддержания и укрепления здоровья.

Учитель должен обеспечить физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье. Для достижения данной целевой установки необходимо решить следующий комплекс задач:

.Обеспечить безопасную здоровую среду обучения, позволяющую сохранить здоровье и психику ребенка. В условиях стремительного роста информации, изменения экономических основ общества, стресса, экологического дисбаланса это непросто. Безопасная среда — это такая обстановка в образовательном учреждении, при которой обучение и ученику, и учителю приносит здоровье и радость, а не приобретенные болезни.

.Привести все элементы учебного процесса в соответствие с состоянием здоровья, физическими и психологическим возможностями учащихся.

.Содействовать воспитанию у детей чувства своей неразрывности с природой, ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи, общества.

.Обучать навыкам здорового образа жизни и поддержания хороших межличностных отношений.

.Организовать здоровую досуговую деятельность по месту жительства, проводить профилактическую работу по предупреждению таких вредных привычек, как табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ среди детей и подростков.

.Способствовать возрождению семьи как основы хранения достоинства и здоровья ребенка, его личностного потенциала [4, с. 9].

Итак, перед образовательными учреждениями стоит острая проблема организации здоровьесберегающего пространства, а именно создание высокогигиеничной, развивающей предметной среды, использование современных средств лечебно-профилактической работы, организация эмоционально-насыщенной, психологически комфортной оздоровительной жизнедеятельности, использование новых технологий. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» [6, с. 33].

В связи с поставленной проблемой важно понять, как следует «обучать здоровью» ребенка. Обучение школьников в форме традиционного просвещения (информирование о негативных тенденциях в здоровье, вреде курения, алкоголя и др.) не приводит к радикальному улучшению их образа жизни. Соответственно встает задача поиска такого педагогического подхода, который способен обеспечить создание у обучающегося ответственного отношения к своему организму, психике и половому статусу, формирование научного понимания сущности здорового образа жизни.

Для воспитания этих базисных черт личности необходима система знаний, умений, навыков, система человеческих отношений к миру, то есть необходима программа, включающая следующие условия:

необходима технология развития ребенка как субъекта деятельности

создание необходимой развивающей среды, обеспечивающей широкое практикование самостоятельных действий детей

усиление субъективной позиции детей, то есть создание условий для самореализации и самоутверждения в совместной деятельности в образовательном учреждении с педагогами, родителями, детьми

обучающая роль взрослого в познании ребенком себя и своего здоровья.

Процесс формирования здоровья человека на основе удовлетворения его доминирующих потребностей можно представить в виде следующих этапов:

й этап — младенческий и предшкольный возраст (от рождения до 3 ъх лет)

й этап — дошкольный и младший школьный возраст (3-10 лет)

й этап — подростковый возраст (10-15 лет)

й этап — юный и зрелый возраст (15 лет и старше) [3, с. 54].

В подростковом возрасте доминирующее значение имеют потребности в свободе и актуализируются идеальные потребности в самопознании и поиске смысла жизни. Средствами удовлетворения идеальных потребностей должны стать 1) различные виды продуктивной творческой деятельности, связанные с укреплением здоровья, регуляцией психики, формированием сексуальности; 2) общение со сверстниками; 3) различного рода испытания и тестирования, позволяющие подростку провести самоанализ и самооценку, определить свою «уникальность»; 4) смыслотворческие акты, направленные на понимание им сущности отдельных аспектов здоровья и самой жизни. Важно подчеркнуть, что процесс формирования здоровья в этом возрасте будет проходить только в том случае, если все указанные выше процессы станут осуществляться у подростка на основе свободного выбора им средств удовлетворения своих потребностей [3, с. 55].

С целью формирования ценностного отношения к собственному здоровью, потребности в здоровом образе жизни в 2011-2012 учебном году в 8 классе были проведены классные часы, беседы, просмотры тематических фильмов и т.д.

Условно можно выделить два этапа в организации работы воспитателя по формированию у воспитанников желания вести здоровый образ жизни.

В ходе первого этапа с условным названием «Как много интересного в мире здоровья человека!» в классе был создан «Центр физкультуры и здоровья», где сосредоточены дидактические пособия, схемы, графики, модели, разработаны дневники здоровья, «копилки» здоровья. Кроме того проведены тематические классные часы «Здоровье — главное богатство», «Спорт = наш друг», «В здоровом теле — здоровый дух», «Спорт в нашей семье», «Режим питания нарушать нельзя», «Закаливание организма», «Привычки», состоялась беседа «Что нужно есть, чтобы быть сильнее», «Профилактика травматизма», воспитанники также приняли участие в викторине «Азбука здоровья».

Необходимо отметить, что при проведении данных мероприятий нам было важно, прежде всего, познакомить воспитанников с такими ключевыми понятиями как «здоровье» и «здоровый образ жизни».

Наиболее всеобъемлющей, на наш взгляд, является формулировка, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, психического, эмоционального благополучия» [5, с. 83].

Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, направленная на рациональное удовлетворение врожденных биологических (пищевая, двигательная, познавательная и др.) и социальных (дом, работа, семья и др.) потребностей. Это вызывает положительные эмоции и способствует профилактике болезней и несчастных случаев. То есть здоровый образ жизни — поведение, направленное на достижение полного физического, психологического и социального благополучия [2, с. 3].

Здоровый образ жизни формирует образ жизни — все его стороны и проявления, позитивно влияющие на здоровье. Следовательно, нет такого вида, способа активности, деятельности, которые бы в своих положительных проявлениях не формировали здоровый образ жизни. Значит, в деятельности по охране и улучшению здоровья человека, в гигиеническом воспитании нужно учитывать многообразие воздействий, условий и факторов, определяющих характер и уровень его здоровья.

Воспитанники также познакомились с двумя группами факторов, определяющих здоровье человека: факторы, формирующие здоровье, и факторы, разрушающие его. Особое внимание эти факторы оказывают на подрастающее поколение.

Наконец, ребята узнали: чтобы быть здоровым, вести здоровый образ жизни, нужны собственные постоянные усилия, которые определяются знаниями о факторах, формирующих и разрушающих здоровье, о правилах поведения в условиях опасных ситуаций, о первой медицинской помощи.

На втором этапе «Хочу все знать!» было важно упорядочить разнообразные первичные впечатления детей, систематизировать вновь обнаруженные факты, проверить и определить их место в системе уже имеющихся знаний о здоровом образе жизни. С этой целью был разработан цикл игр-путешествий — «Путешествие в страну Здоровья», «Путешествие в страну Физкультурию». Кроме того, подготовлен выпуск газет, проведен просмотр тематических фильмов. Так, ребята приняли участие в обсуждении следующих телевизионных картин и видеороликов: «Наркомания и здоровье», «Табакокурение» и др.

Также следует отметить, что в президентском кадетском училище созданы все необходимые условия для приобщения воспитанников к здоровому образу жизни. Во внеурочное время ребята посещают секции по плаванию настольному теннису, футболу, пулевой стрельбе, баскетболу, волейболу и др. Большинство воспитанников уже получили разряд по тому или иному виду спорта.

Наконец, воспитанники президентского кадетского училища регулярно принимают активное участие в общих спортивных мероприятиях. Так, в 2011-2012 учебном году состоялись следующие мероприятия: Спортивный праздник, посвященный Дню Знаний; турнир по футболу на кубок директора училища; эстафета «Догони»; турнир «Точный гол»; эстафета «Выкрутасы», турнир «Самый быстрый» и др.

Итак, приведенный выше перечень мероприятий, направленных на формирование потребности у воспитанников в здоровом образе жизни наглядно свидетельствует о том, что на протяжении всего учебного года с ребятами регулярно велась работа над укреплением их здоровья, над профилактикой вредных привычек и др. на итоговом классном часе, посвященном здоровому образу жизни, воспитанники разработали программу в защиту здоровья. Ребята пришли к следующему выводу: чтобы помочь здоровью, каждый может сделать следующее:

·соблюдать простые правила гигиены;

·стараться быть закалённым;

·есть пищу, полезную для здоровья, овощи, фрукты, и не есть то, что вредно;

·стараться проводить свободное время на воздухе и в движении;

·стараться побольше узнать о здоровье и эти знания передать тем, кто рядом;

·стараться быть добрым и делать добрые дела;

·стараться почаще бывать на природе и помогать ей даже небольшими делами.

·помогать природе (посадить деревья и кустарники возле школы)

В результате дискуссии они рассмотрели все «за» и «против» курения и сделали вывод, что минусы перевешивают плюсы:

·не курить — полезно для здоровья;

·курение мешает достичь своей цели в жизни;

·курение мешает добиться успехов в спорте;

·курение — это проявления слабости;

·курение — это несвобода.

Кроме того, ребята обсудили причины, которые приводят к употреблению наркотиков, и пришли к выводу, что это происходит:

·из-за неумения справиться с неприятностями и скукой;

·из-за боязни сказать «нет»;

·потому что это модно — убивать себя понемногу;

·так как порой трудно отличить храбрость от трусости (для некоторых это признак смелости).

Таким образом, оздоровление и воспитание потребности вести здоровый образ жизни является одной из приоритетных задач в педагогическом и воспитательном процессе любого образовательного учреждения.

Литература

воспитание учитель школьник здоровье

1. Жданова Ю.В. Формирование здорового образа жизни // Биология в школе. -2004. — №2. — С. 38-43.

. Жилов Ю.Д. Биология здорового образа жизни // Биология в школе. — 2007. — №5. — С. 3-9.

. Зайцев А.Г. Формирование здорового образа жизни молодого поколения // Гигиена и санитария. — 2004. — №1. — С. 54-55.

. Кокаева И.Ю. Роль учителя в сохранении и укреплении здоровья школьников // Здоровье населения и среда обитания. — 2004. — №9. — С. 8-10.

. Колесникова Т. Воспитание у ребенка потребности быть здоровым // Воспитание школьников. — 2007. — №1. — С. 83-87.

. Моторина Л. Организация здоровьесберегающей деятельности // Воспитание школьников. — 2005. — №10. — С. 33-36.

. Ощепкова Т.А. Воспитание потребности в ЗОЖ у школьников // Воспитание школьников. — 2006. — №8. — С. 90-91.

Нужна качественная работа без плагиата?