Этносоциокультурный образовательный аспект интеграции школы и семьи

Aннoтaция: в стaтьe aвтoр oпрeдeляeт пoнятиe этнoсoциoкультурнoгo oбрaзoвaния, oбoзнaчaeт eгo aктуaльнoсть в сoврeмeннoм сoциaльнo-гумaнитaрнoм знaнии, утoчняeт пoнятиeинтeгрaции шкoлы и сeмьи.

Сeгoдня, в эпoxу aктивизaции мигрaциoнныx прoцeссoв и oткрытoсти мирa чeрeз нoвыe кoммуникaции, вoпрoсы фoрмирoвaния и сoxрaнeния пoлиэтничeскoй культуры приoбрeтaют oсoбую aктуaльнoсть. В пoвсeднeвнoй жизни нaциoнaльнo-псиxoлoгичeскиe oсoбeннoсти, кaк прaвилo, уxoдят нa втoрoй плaн, зa исключeниeм яркиx иx прoявлeний в рeлигиoзныx oбрядax и связанном с ними укладе и образе жизни.

Однако, при наступлении неблагоприятных условий, на первый план выводятся взаимоотношения, связанные с понятиями "национальный характер", "народная душа", "традиции предков", "национальное происхождение" и т.п. На какой почве проявляются расовые предрассудки и этноцентристская нетерпимость? Какие механизмы в часы испытаний запускают некие глубинные пласты психических реакций в точном соответствии с издревле наследуемыми родовыми склонностями в принятии решений и тенденциями реагирования? Какую роль в жизни человека играет этническая составляющая его души и как она проявляется в социальных взаимодействиях? Ответы на эти вопросы лежат в области предметов изучения современного социально-гуманитарного знания — этнопсихологии, этнической социологии и этнопедагогики.Преломление в практическую плоскость научных данных — призвание системы образования.

Социальная культура, как культура отношений выполняет интегративную функцию в становлении целостной личности, ориентированной на ценности культуры отношений. Идентичность человека в целом формируется в процессе социализации. Основным институтом первичной социализации личности ребенка является семья, она же транслирует социокультурные нормативы, принятые в обществе. Когнитивные этнические представления формируются в процессе взаимодействия по типу "мы и они" и наиболее отчетливо проявляются в поликультурной среде [1,с. 450 — 451]. Так происходит формирование образа собственной этнической культуры и образов культуры других этносов в контексте культуры отношений, что позволяет обозначить данный процесс как этносоциокультурное образование.

Национальный характер рассматривается специалистами как средство адаптации к историко-культурным, ландшафтно-климатическим и геополитическим условиям жизни [1,с. 4-5]. Знание этнопсихологических особенностей характера и этнопсихологических типов личности помогает в лучшем понимании особенностей восприятия партнеров и способствует выстраиванию конструктивного взаимодействия в поликультурной среде. Этнопсихология сегодня изучается не только в педагогике, но и в дипломатии, журналистике, маркетинге, туризме, менеджменте, психотерапии и т.д. Знания этнопсихологии и этносоциологии учитываются при конструировании методик профессионального отбора и в управлении человеческими ресурсами. Все это позволяет говорить об актуализации этносоциокультурного образовательного аспекта в общей палитре современного социально-гуманитарного знания.

Вместе с тем, современная этносоциокультурная образовательная среда испытывает ряд противоречиймежду:

формированием поликультурнойказахстанской среды, ориентированной на социокультурный контекст востока и активным насаждением западной культуры;

социокультурным контекстом традиционных этнических сообществ, характерным для старшего поколения, и новым контентом постиндустриального общества, ставшего воспитательной средой подрастающего поколения;

ускорением обновления современного социокультурного контекста и запаздыванием его научного осмысления и методического сопровождения.

В этих процессах важным условием представляется осмысленность педагогических действий, их системность и взаимообусловленность. Социально психологические исследования Т. Шибутанисвидетельствуют о том, что на современном этапе развития технического прогресса и общественных процессов на первый план выходят чувства, направленные на ребенка, на втором месте следуют приемы и методы воспитания [6, с. 460-461].

Практика методического сопровождения воспитательной работы, изучение педагогического творчества,включая область этносоциокультурного образования, обозначает тенденции к активному интересу педагогов инструментальными составляющими образовательного процесса (технологии, сценарии, методы и приемы с красивыми названиями), погоней за модой новизны без достаточного философского и методологического осмысления их содержания и целесообразности применения.

Перспективы развития Казахстана связываются сегодня с единством народов его населяющих. Нынешний народ Казахстана — это особое этническое образование. Мозаика различных народностей, их отличительные признаки составляют своеобразие этой человеческой общности [7, с. 115]. Поэтому стоит серьезная задача определения высшего смысла и новой философии образования. В условиях измененного типа общества требуется и изменение моделей образовательных технологий, главная задача которых — выработка самостоятельности мышления, которая в свою очередь связана с ответственностью, т.к. параметры самостоятельности связаны со свободой выбора. Знание и мышление находится в неразрывной связи с нравственностью. Образовательное пространство превращается в пространство общения, которое предполагает изменение монологовой модели на диалоговую, формирование принципов коммуникативного аудита и обратной связи [8 , с. 34-35].Субъектами этих процессов являются семья и школа, объектом их воздействия — ребенок. Успешность социализации ребенка в быстроменяющемся мире зависит от характера их взаимодействия.

В чем отличие процессов интеграции от процессов взаимодействия школы и семьи?Словарь русского языка С. И. Ожегова трактует понятие взаимодействие как взаимная связь двух явлений[2,с. 68]. С точки зрения взаимодействия школы и семьи как социальных институтов оно приобретает процесс социальных взаимоотношений. Социологи утверждают, что само по себе социальное взаимодействие ничего не объясняет. Чтобы понять взаимодействие необходимо определить свойства взаимодействующих сил и субъектов. Эти свойства не могут найти объяснения в самом факте взаимодействия, как бы они не изменялись благодаря ему. Сам факт взаимодействия знания не прибавляет. Все зависит от индивидуальных и социальных свойств и качеств взаимодействующих сторон [3,с. 124 — 125].

Изучение изменений социальных свойств и качеств школы и семьи как социальных институтов во временной период, охватывающий жизненный опыт двух поколений взрослых и современного поколения школьников (вторая половина XX века — начало XXI века) в историческом контексте свидетельствует о проекции мировоззрения на государственную идеологию и ее дальнейшую имплементацию в образовательное пространство.

Во второй половине XX века марксистско-ленинское мировоззрение активно утверждало приоритет общественного над частным. Школа осуществляла руководящую функцию и выступала в роли организатора семейного воспитания.

Идеологический ренессанс начала XXI века происходит в условиях глобализации и научно-технической революции, что меняет палитру взглядов и общественных ценностей. На первый план выходят общечеловеческие ценности, под влиянием гуманистической философии происходит смена парадигмы образования. Методологическую основу составляют идеи диалога, сотрудничества, совместного действия, необходимости понимания иной точки зрения, уважения личности.

Изменения, произошедшие в социально-экономической и социально-культурной сферах постиндустриального общества повлекли за собой кардинальные изменения психо — физиологических характеристик ребенка, духовно-ценностных ориентиров семейного воспитания и структуры самой семьи. С переходом общества в постиндустриальную фазу развития ускорились процессы информационного обмена, рынок труда потребовал от человека новых компетенций, вопросы функциональной грамотности школьников встали на повестку дня. Вместе с тем, стремительно расширился спектр предлагаемых социокультурных возможностей, рамки его предложений расширились от реальных до виртуальных. Это повлекло за собой выход воспитательного воздействия на личность ребенка за границы школьного и семейного воспитания в социальную среду общества. По мнению экспертов, среди основных проблем образования сегодня и глобальных вызовов завтрашнего дня, определяется утрата школой монополии на образование и социализацию детей [4, с. 207].

Вопрос о воспитании становится ключевым, поскольку сегодня всем очевидно, что человечество стоит перед выбором: либо действительно создавать общество, основанное на солидарности и справедливости, разнообразии и единстве, взаимозависимости и опоре на собственные силы, либо оказаться перед лицом распада всей человеческой системы, сопровождаемой сначала региональными, а потом и глобальной катастрофой [4, с. 119]. Акценты развития воспитательных систем в школе и семье смещаются в сторону формирования индивидуальной и социальной ответственности, гражданской активности, межэтнической и межконфессиональной толерантности с одновременными навыками социально-политического ориентирования.

Трансформация палитры ценностного поля, объектов социокультурной среды оказала существенное влияние на способы взаимодействия школы и семьи. В практике воспитания закрепляется определяющая роль семьи. Семья для ребенка является одновременной и средой обитания и воспитательной средой.

Возможностей сотрудничества школы и семьи как последовательного институционального воздействия друг на друга, совместного участия в общем деле воспитания ребенка становится не достаточно для воплощения и переработки в педагогически целесообразный продукт новых реалий общественного и научно-технического развития общества. Сотрудничество трансформируется в интеграцию школы и семьи. Интеграция понимается как объединение в целое каких-либо частей, элементов. При этом отдельные части интегрированного целого могут обладать различной степенью автономии, но упорядоченное их функционирование в рамках единой системы значительно повышает эффективность и результативность действий [5, с. 196].

Взаимодействие в формате интеграции предполагает наличие общего пространства, объединяющего усилия двух элементов, в нашем случае — социальных институтов школы и семьи. В общем фокусе могут размещаться различные вопросы: этносоциокультурное образование, правовое образование, экологическое образование, формирование ответственного отношения к своему здоровью, культура правильного питания и т.д.

Формат интеграции предполагает:

а) наличие общего поля сотрудничества сторон;

б) управление процессами интеграции: их моделирование, планирование, реализацию, мониторинг и оценку эффективности — полный управленческий цикл, способный привести действия к результату.

Взаимодействие школы и семьи в формате интеграции выходит на уровень корпоративной ответственности за процессы социализации ребенка. Активно развивается педагогика социального партнерства. Интеграция школы и семьи предполагает демократизацию управления школой, активную роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

Этническое своеобразие проявляется в особенностях национальных менталитетов. Ни один из существующих этносов не лучше и не хуже остальных, но каждый ценен своей неповторимостью и уникальностью. Как различные опыты личной биографии слагают творческиевозможности личности, так и своеобразие различных этносов составляет общее будущее человечества. этнический школа семья социализация

Лучшим предупреждением против рецидивов социальных обострений, разжигающих заинтересованными силами на почве межнациональных отношений, является изучение особенностей национальных характеров, формирование уважения к поликультурному богатству общечеловеческих ценностей и формирование планетарного мышления.

Эти ориентиры составляют зерно этносоциокультурной образовательной среды и фокус интеграции школы и семьи в формировании поликультурной личности ребенка.

Таким образом, обозначая актуальность взаимодействия школы и семьи в формировании полиэтнической культуры, следует отметить, что:

наиболее продуктивным форматом организации совместной работы школы и семьи является интеграция их воспитательного потенциала через демократизацию образовательного менеджмента и педагогику социального партнерства, что формирует корпоративную ответственность за социализацию личности ребенка;

в формировании этносоциокультурного поля ребенка наибольшее значение имеет не столько разнообразие набора педагогического инструментария, сколько осмысленное и наполненное чувственным содержанием прикосновение к личности ребенка;

спектр источников получения знания сегодня вышел далеко за рамки школы и семьи, на первый план выходят личности учителей и родителей, создание доброжелательной, педагогически осмысленной и целесообразнойшкольной и семейной среды, диалоговый формат взаимоотношений.

Литература

1.Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня: хрестоматия [Текст] / Сост. К. В. Сельченок. — Мн.: Харвест, 2004. — 496 с.

2.Ожегов С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов — М. : Рус. яз., 1985 — 797 с.

3.Социология. Основы общей теории. Учебное пособие [Текст] / под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 461 с.

4.Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / под ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Питер, 2014. — 304 с. : ил

5.Словарь иностранных слов [Текст] / 10-е издание, стереотип. — М.: Рус. яз., 1983 — 608 с.

6.Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В. Б. Ольшанского [Текст] / Т. Шибутани / Ростов н/Д.: — изд-во "Феникс", 1999. — 544 с.

7.Жакупова Т. С.. Этнополитика: цивилизационный аспект модернизации [Текст] / Т. С. Жакупова / АО "Костанайский печатный двор".: -1998. — 218 с.

8.Жакупова Т. С.. Тип образования — тип общества[Текст] / Т. С. Жакупова// Костанайдарыны: информационно-методический журнал. — 2013. — № 1. — С. 12 — 16.

Нужна качественная работа без плагиата?